«СУВЕРЕН (SOUVERAIN) – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО! (РАЗДУМЬЯ О КАЗАХСКОЙ НАРОДНОЙ СУВЕРЕННОСТИ)»

В «Плане нации – 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ», 85 и 89 шаги посвящены идее Мәңгілік Ел в виде задачи по созданию проекта патриотического акта и задачи внедрения ценностей Мәңгілік.

Идею Мәңгілік Ел в достаточно расширенном варианте президент Н.Назарбаев озвучил в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства» в декабре 2012 года.

 

На XXIV сессии АНК, прошедшей в Астане под председательством Президента РК, Председателя Ассамблеи Нурсултана Назарбаева был принят Патриотический акт «Мәңгілік ел».

Нация, Национальная идея, Государственная Национальная политика, Национальное единство.  Именно эти термины получили свое развитие  в «Мәңгілік ел».

Рассмотрение идейно-философских/идеологических основ идеи Мәңгілік Ел включает в себя следующее: «В тюркском историко-лингвистическом понимании слово «мәңгі» соответствует смысловым значениям таких понятий, как «Тәңір», «Құдай», «Алла». Таким образом, понятие «Мәңгілік ел» означает «страна, народ Всевышнего»; или «ҚАЗАҚ ЕЛІ» продолжит свою историю как «МӘҢГІЛІК ЕЛ»; или «Идея «мәңгі ел» — это ключ к нашему национальному коду».

Обратимся к термину: «Суверен» («Souverain»). Это французское слово и означает оно: носитель верховной власти, то есть, – народ-правитель[1]. Следовательно, суверенизация – это исторический процесс строительства конкретным народом собственного государства.

Итак, казахский народ в своем тысячелетнем драматическом пути развития, на котором он прошел и голод, и разруху, и испытал множество лишений; пришел в 1991 году к суверенитету. На этом пути строительства собственного государства казахский народ создал: институт биев, жузовское устройство, буржуазную партию «Алаш»; прошел периоды существования в рамках Кокандского Ханства, Туркестанской (Кокандской) автономии и Казахской ССР.

Естественно, что на протяжении всего исторического периода казахский народ, в процессе своей суверенизации, накопил большой опыт общения с представителями других народов и этносов, (в том числе, оказавшихся на территории Казахстана). Этот моральный опыт дружбы вошел органичным образом в традиции (дәстүр) и обычаи казахов. У кочевников, как ни у какого другого земледельческого народа, выковалось обостренное понимание чувства поддержки в суровых природных условиях. Действительно, будучи несправедливо гонимыми на своей земле, многие люди различных национальностей искали пристанища на степных пространствах Казахстана. И находили его. Первый закон гостеприимства гласит: приюти стучащегося в дверь твоей юрты, накорми и посади его у очага. И пришлые люди отвечали тем же: взаимной благодарностью к казахам, пускали корни в Казахстане, обустраивались, создавали семьи. Многие из них живут теперь на территории Казахстана несколько поколений.

Поэтому, Национальная идея Республики Казахстан может быть сформулирована, исходя из традиций и обычаев казахского народа:

«Әруақтар. Елбасымыз. Демократия­мiз.»

Включение термина «Әруақтар» в формулу Национальной идеи – это дань традициям казахского народа. Тенгрианство, ислам – это динамика религий, которые исповедовал и исповедует казахский народ. Сегодня, все, что связано с тенгрианством (поклонением небу и его обожествлению), органично вошло в образ жизни казахского народа, в его менталитет [2].

«Елбасымыз» – включение этого явления в формулировку Национальной идеи отражает сегодняшний день, когда под руководством лидера страны – Нурсултана Назарбаева все ее граждане: и казахи, и русские, и немцы, и дунгане укрепляют суверенитет казахского народа, выразившегося в создании в 1991 году современной независимой Республики Казахстан, созидающего «…государственность на исконной казахской земле»[3]. Как когда-то буры, (будучи сами выходцами из Европы), в Южной Африке боролись за независимость африканцев от европейской Великобритании; так и мы: уйгуры, украинцы, армяне, буряты вместе с казахским народом трудимся на благо укрепления Независимости, суверенитета Республики Казахстан.

Включение третьего термина «Демократия», с его притяжательным суффиксом – «мiз» («Демократиямiз») отражает стремление и приверженность казахстанцев к строительству модерного демократического государства.

В этом отношении особо хотелось бы подчеркнуть исключительную роль Президента РК Назарбаева Н.А., благодаря которому сегодня весь народ Казахстана имеет возможность созидать на благо будущих поколений. Мы являемся свидетелями того, когда роль личности, лидера ярко проявляется в создании суверенного государства, тем более, такого полиэтнического, каким является Казахстан.

 

Г.АТАЕВА



[1] Как записано в Статье 3.1. Раздела  I  Конституции Республики Казахстан – «Единственным источником государственной власти является народ».

 

[2]  Голубой цвет Государственного флага суверенной Республики Казахстан означает бесконечность неба над всей землёй и людьми.

 

 

Дәстүр видео

Дәстүр видео

Дәстүр видео

Дәстүр видео

Дәстүр видео

Дәстүр видео

Дәстүр видео

Әлеуметтік желі парағы

FacebookFacebook

Күнтізбе

« Қараша 2017 »
Дс Сс Ср Бс Жм Сб Жк
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30