РОЛЬ АНК В УКРЕПЛЕНИИ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА

Благодаря доброй воле Президента страны, Председателя нашей АНК – Нурсултана Назарбаева живет и пульсирует общественный союз всех граждан Казахстана различных национальностей.

 

Историческая устойчивость чувства общности казахстанцев, в существенной степени, связана с теми особыми формами развития этносов Казахстана и взаимоотношений, которые складывались между ними на протяжении ряда столетий. т.е. в основе специфических черт казахстанской модели демократии лежат принципы социальной организации, которые восходят к очень давним временам. Казахстанскому демократическому экперименту присущи исключительные черты, обусловленные весьма своеобразной, если не уникальной на просторах СНГ, историей страны. Это такие три «магистральные» исторические традиции, из сочетания которых, в начале и к середине 90-х годов в Казахстане возникла органичная для развития демократии среда: извечное миролюбие казахского и других народов, унитарность страны и элементы прямой демократии, в виде народных референдумов и Ассамблеи народа Казахстана.

«Государственное строительство – это всегда общенациональный проект», а «нация рассматривается как сообщество людей, объединенных идеей государственного самоопределения» пишет Нурсултан Назарбаев в своей книге «Казахи в потоке истории» (стр.7, 196). А это и есть суверенитет. Ведь само слово – «суверен» обозначает – «народ». Независимость же – это вершина становления государственности.

Страна Казахстан и в древности, и теперь, представляет собой совокупность территории, а также народа, проходящего этапы суверенизации путем создания системы жизнедеятельности и государственного управления этой жизнедеятельностью. Зарождение гражданского общества также имеет свои истоки в седой старине: когда люди из народа рекрутировались в элиту (храбрые воины, акыны). В своей знаменитой книге Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев много внимания уделил «самоопределению казахского духа, казахского народа» (стр.291).  Да, не зря тоталитаризм отрицал национальные различия, а пестовал категорию «советского» народа.

В современное время «этнокультурное многообразие Казахстана – это наше преимущество, это потенциал развития» (стр.139). «Культуры этносов Казахстана являются включенными в общеказахстанскую культурную палитру, этносы Казахстана – полномочные представители культуры Казахстана в мире» (стр.127). Диаспоры страны – это опора казахской культуры и экономики Казахстана во внешнем мире. Диаспоры страны совместно с зарубежными казахами создают прочные мосты человеческого взаимодействия.

«Культура казахской степи представляет собой сложнейшее и многоуровневое явление с глубочайшей исторической традицией» (стр.19). «Казахи, перемещаясь на огромные расстояния, обогащали народы, с которыми вступали во взаимодействие, переносили обычаи, традиции, способы хозяйствования… «Сознание степной элиты и рядового воина-кочевника могло представлять собой целостную картину, где были объединены культуры, государственные системы, обычаи и традиции, специфика народов, разделенных тысячами километров» (стр.59). Правовые памятники «Касым ханнын каска жолы», «Есiм ханнын ескi жолы», «Жеты –Жаргы» Тауке Хана отразили вековую мечту казахского народа о единении и обретении самостоятельной государственности (стр.212).

В любом демократическом государстве целенаправленная деятельность власти невозможна без общественной поддержки, а разрешение возникающих противоречий возможно только при постоянном партнерском взаимодействии власти в сфере публичной политики. Особенно необходима массовая общественная поддержка и наличие влиятельных общественных структур, способных оказать такую поддержку власти в сфере публичной политики, при проведении глубоких социально-экономических преобразований и реформ. Именно на этой волне в марте 1995 года зародилась Ассамблея народов Казахстана.

В сложном переходном процессе, когда многие структуры изживают себя, а, создаваемые новые, – не справляются со сложностью задач, казахстанцы сумели сохранить прямое участие граждан в управлении через референдумы (роспуск Президентом в 1995 г Парламента и решение на I Сессии Ассамблеи народов Казахстана о выносе проекта новой Конституции на Всенародный референдум), а также законодательные инициативы. Прецедент 1995 года заложил основы заведомо уважительного отношения граждан именно к законодательной власти, поскольку она принадлежит не только Парламенту и Президенту, но и самим гражданам. Законодатели от АНКв лице сенатора и мажилисменов – это партнеры граждан в общем законодательном пространстве.

Стремительно протекающая модернизация усиливает процессы фрагментации общества по статусу, доходам и среде проживания. Это приводит к обострению социальной напряженности. Специфика отторжения от прежней системы ценностей помогает понять трудности установления усиливающихся инкорпоративных действий между личностями и группами людей и обществом. Государство при этом является ключевым исполнителем  в процессе создания этих согласованностей, защищая и, вновь утверждая единство народа. Точно также как различные стороны социальной отторженности усиливают друг друга в негативном смысле, точно таким же образом, принятие политических решений, направленных против действия различных видов социального отторжения, усиливая друг друга в позитивном смысле, в целом ведут к достижению внутриполитической стабильности в стране. В этой связи, участие членов Ассамблеи народов Казахстана в политических партиях («Нур-Отан» и др.), движениях (Конгрессе духовного согласия, женских, экологических, молодежных и др.) ведет к коалиции между группами с пересекающимися интересами и сохранению традиционных секторов.

Народ Казахстана показал себя благоразумным и осторожным хранителем традиций. Гражданское самосознание нашего населения складывается на основе представлений об общности интересов и взаимозависимости. Казахстанцы смогли, сохраняя различия в культуре, вероисповедании, языке сплотиться вместе. Для казахстанцев – фундамент согласия и стабильности, это – единое гражданство, равноправие меньшинств, межэтническое сплочение и взаимозависимость.

Время показало, что Ассамблея обладает должной эффективностью, благодаря чему, наряду с другими государственными структурами и был обеспечен высокий уровень политической стабильности в стране. Ассамблея народа Казахстана – это, своего рода, «система коллективной безопасности». Ассамблея народов Казахстана успешно сдерживает многие, порождаемые стремительно протекающей модернизацией общества, естественным образом возникающие, проблемы. Растет желание людей к более высокому уровню жизни, (что присуще рыночному обществу), обостряется социальная напряженность и усиливается фрагментация. Успешно преодолеть нынешний период испытаний и противостоять вызову модернизации можно лишь благодаря использованию тех ограничителей и противовесов, которыми располагает конституционное устройство Республики Казахстан.

 

Гульнара АННАКУЛИЕВА,

к.э.н.

Дәстүр видео

Дәстүр видео

Дәстүр видео

Дәстүр видео

Дәстүр видео

Дәстүр видео

Дәстүр видео

Әлеуметтік желі парағы

FacebookFacebook

Күнтізбе

« Қараша 2017 »
Дс Сс Ср Бс Жм Сб Жк
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30