ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СТРУКТУРЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Единение духовное, умственное, промышленное –  все это формы свободного общения людей. Но явления общественные и особенно государственные –  немыслимы без сильной власти, вектор которой особенно ярко проявляется в современном Казахстане. Свобода есть природный элемент личности. Но общество держится подчинением. Французский философ Жак Деррида, разбирая Декларацию независимости, делает интересное наблюдение: «Декларация говорит от имени народа США, однако юридически этот народ еще только будет создан после подписания декларации представителями этого народа».[1]

И, тем самым, Деррида дает новое значение демократии. Акт создания демократии не следует понимать как «реализацию демократии, но как ее обещание, как подписанное обещание исполнить желание того, отсутствие чего есть и должно быть». «Декларация, которая создает демократию, создает обещание того, что демократия будет существовать или, точнее, «окажется сбывшейся». Никто не может присвоить право говорить от имени демократии. Парадокс демократии в том, что демократия есть, но она одновременно еще только должна ею стать.

Человек нуждается в самоидентификации, и если ему не помогает в этих поисках государство и общество, он вынужден обращаться к религии, мистицизму, которые чаще всего оказываются “нетрадиционными” от разочарования в его прежнем образе жизни. Согласно социологическим опросам около 50% респондентов, среди других социальных институтов, доверяет именно религиям. Поэтому, в рамках построения гражданского общества идеалом выступает такое его состояние, в котором сферы коллективного и индивидуального находились бы в отношении паритетности, и которое помогло бы сформировать тип нового человека, имеющего многовекторную направленность в своей жизнедеятельности. При этом, религия выступает лишь как один из структурных элементов в формировании жизненных установок, наравне с философией, наукой, искусством.

Гражданские инициативы являются во всем мире тем самым элементом «социального капитала», без которого немыслимо эффективное развитие общества и демократического государства. То есть, самым действенным способом реализации гражданских инициатив является объединение людей в негосударственные некоммерческие (неправительственные) организации. Третий сектор (первый сектор –  это государство, второй сектор –  это бизнес) сокращает разрыв между властью и обществом, его деятельность направлена на решение социальных проблем силами самих граждан.

Люди живут и действуют в перенасыщенном информацией окружении, где все труднее ориентироваться в политике и управлении при переходе от прямой демократии к представительной, кризис доверия ставит под угрозу сохранение самого принципа демократии. Более того, процессы, выводящие социальную активность за рамки локального контекста и сложившихся традиций, делают фактически невозможным адекватное реагирование социальных систем, и только доверие может служить своего рода «буфером», который защищает социальные системы от сбоев. ЭКО как социальная система, проверившая себя самой жизнью, с успехом выполняет эту роль.

В рамках ЭКО, (как органичной части НПО), происходит самоактуализация, или самореализация –  это сложный феномен человеческого бытия, это одновременно и цель, и средство, и процесс целеосуществления, и результат; это постоянное движение к развитию, поиск инноваций и возможностей раскрыть себя, преодоление себя ради самого себя. Отдавая себя и свои сущностные силы и способности участию в деятельности ЭКО, личность в то же время приобретает их, но в новом качестве. Таким образом, самоактуализация –  это способ формирования жизненных целей и стремление к самовыражению и полному раскрытию возможностей и способностей человеческой жизни. При этом, благодаря организационно-практической поддержке многочисленным и разнообразным ЭКО со стороны АНК, соразмерность намеченных культурных целей реальному способу жизнедеятельности обеспечивает большую вероятность достижения результата и, следовательно, более высокий уровень самореализации. Ведь жизненная стратегия любого человека определяется как интегральная характеристика личности, в которой раскрываются ее ценности, основная жизненная цель, а также способ организации и регуляции жизни, способность к приведению жизненных условий в соответствие с индивидуальным своеобразием (этнической сущностью конкретного гражданина Казахстана).

В современную эпоху рационализма важнейшее значение приобретает доктринальное воздействие, а востребованными социальными технологиями становится культивирование традиционных для нации (и ее составляющих) формы самовыражения: обрядов, праздников, фольклора и др. АНК занимает активную позицию во всех этих направлениях, посвящая свою текущую деятельность –  организации культурных общественных мероприятий, а повестки дня своих ежегодных сессий –  ведущим актуальным гуманитарным направлениям развития страны.

Ценности выражают человеческую культуру, воплощают в себе отношение и к различным формам человеческого бытия. Согласно В.С.Библеру, бытие человека XX-XXI века –  это бытие в культуре. Что означает данное утверждение? Во-первых, то, что культура «сдвигается в эпицентр всех человеческих деяний»; во-вторых, «бытие мира понимается как произведение культуры»; в-третьих, таким образом, понимаемое бытие превращается из раз и навсегда «данного» в только «возможностное», даже по отношению к настоящему времени; и в-четвертых, история культуры предстает в виде диалога культур.[2] Трансформация казахстанского общества из индустриальной фазы в постиндустриальную ведет к ощутимому воздействию на социальные ценности, главными среди которых являются права и свободы личности.

Социальные структуры способствуют развитию общения, солидарности, доверия, ответственности, служат формированию и наращиванию социального капитала, социализации через воспитание человеческих качеств. Происходят качественные изменения в самих социальных отношениях. Изменяется роль социальной структуры общества, которая из индустриальной структуры все больше превращается в сетевую структуру, которая изменяет как само понимание социальности, так и его природу. То есть, реальность является, в первую очередь, социальным миром –  не природным, не вещественным, а исключительно человеческим –  воспринимаемым через отражение своего «я» в других людях. «Общество само становится сетью сознания, формой воображения, которая должна быть реализована как социальная конструкция»[3]. По мнению профессора А.В. Бузгалина[4], в основе структуры альтерглобалистского движения лежит модель сетевой социальной организации, базирующейся на таких принципах как неиерархичность, преимущественно горизонтальная и/или функциональная кооперация участников, изменчивость форм и конфигураций, вторичность форм и структур по отношению к содержанию деятельности, открытость сети для «входа» и «выхода». Именно такой является организационная структура ЭКО-АНК, со всеми, присущими ей, как сетевой социальной организации, характеристиками. Микросоциальные структуры, каковыми являются ЭКО с республиканским, областным, городским и районным статусами, представляют собой уровень повседневных социальных практик социальных субъектов; в то время как, макросоциальные структуры представляют собой институционально-правовой уровень, включающий в себя абстрактно-теоретические концепции, правовые и моральные нормы. В их ряду –  законодательный свод Республики Казахстан, Стратегия «Казахстан 2030», Ежегодные послания Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана, «Доктрина национального единства».

Сетевая структура ЭКО была сформирована Ассамблеей народа Казахстана –  инновационным лидером данной сети. Сегодня АНК занята поиском инновационных идей, разработкой и проектированием концепции нововведений. АНК как лидер социальной сети выступает в качестве системного интегратора, формирующего сеть ЭКО вокруг конкретных нововведений. АНК объединяет ресурсы сети, но ее социальное влияние основано на новых знаниях, нелинейное использование и наращивание которых позволяет ей посредством создания поля пересечения практических функций и межинституциональных взаимодействий государства, формировать и удерживать сложившуюся системно-интегрированную сетевую модель.

В течение длительного процесса социализации человека выделились три ее типа. Первый характеризуется как ценностная социализация, преобладающе направленная вовне, когда человек совершает поступки в соответствии с ценностями и нормами, принятыми в конкретном обществе.

Второй тип социализации появился как отрицание первого, как инструментальная (функциональная) социализация, вершиной которой стала ее направленность во внешнюю среду без ценностной основы («успех превыше всего»). Его становление в современное время наблюдается в постсоветских странах.

Третий тип социализации, возникший на волне «отрицания отрицания», и, выступающий необходимым с точки зрения императива выживания человечества, базируется на возврате к ценностной социализации, но, –  направленной вовнутрь человека[5]. Только через становление человеческих качеств, требующих усилий каждого человека, можно и нужно решать те острейшие социально-экономические проблемы, которые накопились в мире, в любом обществе. От изменения типа социализации зависит будущее человека как особого рода Homo sapiens и всего человечества. «Только справедливость и благородство, позитивно рефлектирующее сознание и предельно абстрактное (категориальное) мышление, которое должно быть свойственно современным демократическим элитам, позволят нации в будущем осознать свое подлинное смысломесто в истории, ее сокровенное знание истории человечества»[6].

В этих условиях речь может идти об адаптации новой общности людей не к ландшафту, а к определенной социальной нише в транснационализированной технологической среде, и следующим этапом развития после конвиксии может быть или субэтнос, (этот момент является предметом активной дискуссии в научной среде Казахстана и населении), или экстерриториальная общность (к этому моменту склоняется наибольшая часть общественного мнения). Нельзя исключить и того, что сама транснационализированная технологическая среда будет развиваться в различных направлениях, с учетом приоритетов организаторов и участников процесса.

 



[1]Деррида Ж. Декларации независимости // Ad Marginem ’93, Ежегодник Лаборатории постклассических исследований ИФ РАН, М., 1994

 

[2] Библер В.С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. – М.,1997, с. 440.

 

[3] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 1999. , c. 663.

 Бузгалин А.В. Феноменология альтерглобализма / Вестник РФО. 2002. № 4.

 

[5]  Г.В. Задорожный. Изменение типа социализации как следствие рыночной трансформации, Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина

 

[6]Валихан Тулешов. Проблемы происхождения и развитие социального капитала в Казахстане, Интернет-источник.

 

Дәстүр видео

Дәстүр видео

Дәстүр видео

Дәстүр видео

Дәстүр видео

Дәстүр видео

Дәстүр видео

Әлеуметтік желі парағы

FacebookFacebook

Күнтізбе

« Қараша 2017 »
Дс Сс Ср Бс Жм Сб Жк
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30